Сегодня, 2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме. Аутизм – это постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса.
Для аутизма характерны неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый интерес к определенным темам, склонность к ритуальному поведению, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
В российских городах 2 апреля пройдет ставшая уже традиционной акция «Зажги синим», в рамках которой городские здания подсветятся синим светом. Цель акции — привлечь внимание к проблеме аутизма, изменить отношение в обществе к людям с расстройствами аутистического спектра, повысить качество их жизни.
И сегодня вместе с неврологами НИКИ детства хотим рассказать о главных признаках и симптомах аутизма, если вы отметили у своего ребенка эти «красные флаги» то важно обратиться к специалистам!
Дети с расстройствами аутистического спектра:
- испытывают сложности при налаживании и поддержании контактов с другими людьми.
- ведут себя стереотипно.
- отличаются ограниченностью интересов.
Первые признаки аутизма («красные флажки») иногда появляются в младенчестве или раннем детстве. Особенности поведения могут сохраняться в том или ином виде на протяжении всей жизни. Могут иметь нарушения речи и интеллекта.
Симптомы аутизма у ребенка в возрасте до 1 года:
- не проявляет интерес к ярким игрушкам
- менее подвижен, чем его ровесники
- скудная мимика
- не интересуется находящимися рядом предметами, не пытается их схватить, при этом мышечный тонус рук развит нормально (6 месяцев и старше)
- не поддерживает зрительный контакт, не реагирует на свое имя (8 месяцев и старше)
Симптомы аутизма у ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет:
- не любит прикосновений
- не использует указательный жест или другие жесты и не лепечет в возрасте 12 месяцев
- не произносит отдельные слова к 16 месяцам
- нет фразовой речи (сочетания из двух и более слов) к возрасту 24 месяцев
Родителям также стоит обратить внимание, если ребенок:
- трудно адаптируется к новой обстановке и людям
- внезапно утратил какие-либо навыки
- боится громких звуков и яркого света
- повторяет одни и те же движения (раскачивается, машет руками и т.п.)
- значительно отстает в развитии от сверстников в целом или в отдельных областях (при этом может превосходить сверстников в узких направлениях развития)
Если родители заметили «красных флаги» аутизма у ребенка, это не значит, что диагноз будет поставлен в 100% случаев.
Для обследования и, при необходимости, назначения корректирующей терапии нужна помощь педиатра, невролога, психиатра.
Основы коррекции расстройств аутистического спектра*:
- поведенческая терапия
- занятия с логопедом и психологом
- игровая терапия, канистерапия
- социально-бытовая адаптация
Образовательную программу выбирают с учетом возможностей ребенка:
- обучение на дому
- посещение коррекционного класса
- занятия в массовой школе
* В ряде случаев коррекционная работа может проводиться в сочетании с лекарственной терапией.