Все родители с нетерпением ждут первое слово малыша, первую фразу, ждут, когда ребенок зарычит и чётко произнесет шипящие. Правильная речь – один из главных показателей нормального развития ребенка. И для каждого возраста есть свои нормы произношения тех или иных звуков.
«Одна из наиболее частых форм нарушения речевой функции у детей – дислалия. Это невозможность произнести те или иные звуки, их сочетания, а возможна и полная редукция звуков. При этом словарный запас хороший, речь не страдает, в норме и другие формальные показатели речи. Понять, что у ребенка дислалия можно по следующим признакам: ребенок в 3 года не может чётко произнести звуки: с, з, ц. В 4 года: ш, ж, ч, щ. В 5 лет: л», — рассказала главный логопед Московской области Светлана Просецкая.
При этом, трудности с произнесением могут быть разные. Это либо полное отсутствие звука, либо его неправильное произношение, например, когда язык находится между зубами при произнесении звуков с, з, ц. Также если ребенок меняет звук «ш» на «с», «ж» на «с», а звук «ч» на «ть».
«Трудности с произношением данных звуков у ребёнка старше 5 лет – повод обратиться к логопеду. Относительно других проблем с речью, дислалия считается наиболее легко преодолеваемым нарушением. Важно начать логопедическую коррекцию как можно раньше. Бывает, что в некоторых случаях необходима помощь других специалистов. Например, если у ребенка есть нарушения прикуса, то потребуется помощь врача-ортодонта. Если подвижность языка ограничивает короткая уздечка – хирурга-стоматолога», — добавила логопед-дефектолог НИКИ детства.
Не стоит затягивать с решением речевых проблем у ребенка, так как в школьном возрасте коррекция звукопроизношения более затруднительна и вызовет проблемы с письменной речью.